Обретали куклы души…

В Детской библиотеке иностранной литературы открылась выставка Ирины Медянцевой — художника-кукольника, погибшей при теракте в петербургском метро. Два десятка работ, снятых с продажи после ухода Ирины и собранных по разным городам, создают образ автора — нежной и чуткой женщины, которая сквозь всю жизнь пронесла в душе детство.

Экспозицию из двух десятков работ назвали просто – «Фея кукол». Эпиграфом к выставке послужило любимое стихотворение Ирины, написанное Ларисой Рубальской. В нем есть строки: «Фея кукол создавала, мастерила, колдовала. Все, чего она касалась, оживало, просыпалось. И в ее руках послушно обретали куклы души. Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи».

Куклы Ирины действительно необыкновенны — это понимаешь сразу, как только заглядываешь им в глаза — большие, печальные, но хранящие надежду и раскрывающие светлый и наивный образ. По одному такому взгляду можно почувствовать, какой у персонажа характер и даже история.

А прообразы своих героев Ирина Медянцева, как это часто бывает у людей творческих, встречала на улицах, запоминая «кукольные» образы и необычные, не будничные типажи.

«Она любила делать кукол для людей, похожих на людей, чтобы они искали себя в них, – рассказывает младшая дочь Ирины Юлия, также мастер по куклам с детства. – Когда занимаешься куклами, разглядываешь прохожих. Видишь в людях интересные образы, соответственно, это потом помогает создавать свои. Питер отличается тем, что все одеваются по-разному, и это никого не волнует, поэтому персонажей можно встретить массу, в том числе таких, кто одевается по-кукольному».

К сожалению, внимательность к виду окружающих не помогла Ирине угадать, что рядом с ней и ее старшей дочерью Аленой 3 апреля в вагоне ехал террорист. В момент теракта Ирина закрыла свою дочь — та пострадала, но осталась жива.

Алена тоже занимается куклами и, как и ее сестра Юлия, продолжает дело матери. Вместе с ними идеи и мысли Ирины будут нести в мир еще многие и многие мастера, которые учились у Медянцевой. Переехав в 2008 году в Петербург из Новгородской области (а до того — из Удмуртии), художник стала вести кружок в ДК «Суздальский». Занятия были бесплатными для участников любого возраста — от школьников до блокадников. Некоторые стали профессиональными мастерами.

Ирина в принципе стремилась давать людям так много, как могла.

«Она неоднократно принимала участие в благотворительных выставках, – вспоминает подруга художницы, детский писатель и иллюстратор детских книг Мила Переменка, которая и стала организатором выставки работ Медянцевой. – Притом что она не была олигархом, жила в малюсенькой однокомнатной квартире, регулярно продавала свои работы и все деньги отправляла в детские дома».

Персонажи, которых можно увидеть на выставке, не только очаровательны визуально – художник дала им светлые и добрые имена. Вот ярко-желтый «Ангел заката» держит золотой замочек, вот «Питерский ангел» листает книги, наполненные звездами, вот мальчонка-шалопай – «Маленький пират» – с корабликом в руках… А вот «Дождик» – говорят, в этой композиции Ирина невольно изобразила себя.

«Куклу «Дождик» все звали «Иринка», потому что она на нее похожа, – продолжает Мила Переменка. – Все коллеги так говорили, а она смеялась. Это питерский дождик: под струей, спускающейся из лейки в руках куклы, изображен «Фонтан слез» из Эрмитажа. Мы под этой работой полкой ниже поставили композицию «Влюбленная пара» – они как раз стоят под зонтиком. Этот образ она повторяла из раза в раз, меняя названия — «Начало дружбы», «Начало отношений»… Причем всегда делала так, чтобы молодой человек прижимал девушку к сердцу. Она это называла «визуализацией мечты». И зонтик всегда находился в руках у молодого человека — не потому, что он выше, а потому что он закрывал девушку от невзгод. При этом больше половины кукол были сделаны так, что у молодого человека за спиной были крылья, он был «ангелом-хранителем». Это посвящалось ее мужу. У них была удивительная пара. Находясь вдвоем, они словно светились изнутри».

Еще две куклы-девушки не успели появиться на свет — когда Ирина погибла, они были в работе…

Муж и дочь Ирины, не находившиеся с ней в тот страшный апрельский день, рассказывают, как после ее гибели стали собирать тех кукол, которые находились в продаже, но еще не были никем приобретены. Так из Старой Руссы в Петербург приехал рыжий Антошка — теперь это любимая кукла мужа Ирины Александра. Рассказывая об этом, он прячет глаза за черными очками:

«Увидел — и понял: моя, хочу, – вспоминает он. – Причем это не самая сильная кукла, но что-то в ней берет за душу. В Новгороде — тоже: увидел, посмотрел, хочу, чтобы она дома была. Поэтому домашняя коллекция кукол будет храниться, куклы будут жить. Кукол было сделано очень много, здорово, что они радуют людей. Они и раньше разъезжались по всему миру — я знаю, что они есть в Австралии, Канаде, Америке, во всей, наверное, Европе… Это то, что объединяет нас всех: искусство не имеет границ и национальностей, люди будут радоваться, к этому Ирина и стремилась всегда».

Выставка в библиотеке будет открыта до 1 сентября. Вход на выставку бесплатный.

Источник: http://calendar.fontanka.ru/articles/5252