Направления мастеров Гончарное дело

Керамика, гончарное дело – древнее мастерство, практикуется людьми тысячи лет, оно намного старше, чем другие народные ремесла. Спрос на керамические изделия никогда не падает, главное найти свой стиль и свою нишу. Кроме сувениров, новогодних и национальных, художественной скульптуры и скульптурной миниатюры, гончары выпускают посуду, вазы, элементы декора.
Керамика, как гласит определение, - это изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками. Следовательно, фактура получаемого изделия, будь то фарфоровая чашка или кусок черепицы, зависит от свойств используемой глины и - в большей степени - от тех компонентов, которые с ней смешиваются. Начнем с наиболее известного и древнего керамического материала - красной глины.

КРАСНАЯ ГЛИНА
Красная глина по праву считается королевой гончарного производства. Предметы из такой глины имеют пористый мелкозернистый черепок, шероховатый в изломе, а после обжига -многообразную цветовую гамму: от желтого до темно-коричневого. Испокон веков в разных странах из красной глины изготавливаются сосуды - как для бытовых нужд, так и декоративные. Как правило, при работе с ней используются два основных метода - формовка, которая применяется на производстве в условиях заводской техники, и ручная лепка. Вещи, сделанные вручную, можно отличить по характерным круговым линиям на поверхности.Изделия из красной глины прекрасно впишутся в интерьер, придавая ему черты какого-либо национального колорита.
 
ШАМОТ
Другая керамическая масса - шамот - это уже не просто глина, а глина с добавками. Входящий в шамот измельченный обожженный черепок придает массе жесткость. Шамотные массы могут быть составлены из боя керамической посуды с добавлением красного кирпича. Шамот бывает и фарфоровым - в этом случае дробленая крошка добавляется в фарфоровое тесто. Шамотный черепок имеет характерную шероховатую крупнозернистую фактуру с множеством мелких трещинок и изломов на неглазурованной поверхности. Наличие в шамотной структуре крошки дает возможности, не реализуемые ни в каком другом керамическом материале: из шамота можно изготавливать монументальные изделия. Эту глину можно поднимать на большую высоту еще до обжига, при этом она не деформируется.
Работают с шамотом обычно методом набивки, если речь не идет о промышленном производстве. "Набивка" в данном случае означает, что глину просто набивают в гипсовую форму. Изделия из шамота являются, пожалуй, самыми "неприхотливыми" украшениями Вашего интерьера, т. к. это наиболее прочные изделия из глины. Сегодня керамисты особенно любят этот материал, т. к. грубость и архаичность фактуры делают изделия необыкновенно красивыми и элегантными. В современном интерьере шамот зачастую даже более органичен, чем фарфор или фаянс, несмотря на их ажурность и пластичность. Сейчас очень популярны напольные вазы, статуэтки, вставки, декоративные плитки из шамота.
Шамот - это еще и очень практичный материал, расширивший сферу применения керамических изделий. Колонны, капители, камины, фонтаны, даже аквариумы из шамота выглядят по-настоящему изысканно. Универсальность этого материала не знает границ - он одинаково успешно может создать в Вашем доме ауру античности или строгую атмосферу минимализма. Все дело только в фантазии дизайнера.
 
ФАЯНС
В нашем быту фаянсу несправедливо присвоено вечное второе место - после красавца-фарфора. Почему-то считается, что изделия из фаянса не могут представлять собой художественную ценность. Может быть, решающую роль в создании такого представления сыграло то, что сегодня основная сфера применения фаянсовой глины - это промышленное посудное производство. Действительно, трудно представить, что обыкновенная суповая тарелка из фаянса когда-то была не столь обыкновенна - ведь фаянс стал результатом трудов и поисков сотен европейских ученых, ломавших головы над секретом китайского фарфора. С открытием этого секрета фаянс стал цениться гораздо меньше, хотя при этом не потерял ни красоты, ни своеобразной фактуры, ни пластических возможностей. И только в последнее время дизайнеры вновь начинают оценивать по достоинству этот простой и благородный материал.
Черепок у фаянса белый, но с серовато-желтоватым оттенком, мелкозернистый, пористый, тонкий, но не просвечивающий. В состав фаянсовой керамической массы входят беложгущиеся глины, каолин, кварц, полевой шпат, мел или мрамор. Для изготовления фаянсовых изделий, впрочем, так же как и фарфоровых, обычно используют способ литья: жидкая глина заливается в гипсовую форму, на стенках которой со временем плотная масса оседает, а жидкая часть сливается. Как правило, фаянсовые изделия покрывают плотным слоем глазури. От фарфоровых они отличаются более толстыми стенками и плавностью линий. Изделия из фаянса в любом интерьере могут придать дому индивидуальность, особую стилистику плавных и текучих линий, уюта и простоты закругленных форм.
 
ФАРФОР
Чтобы выделить фарфоровое изделие из ряда других предметов из глины, не требуется даже особой внимательности. Черепок фарфора - белый, звонкий, без видимой пористости и, что считается самым привлекательным, - просвечивающий. Такой материал требует одного из самых высокотемпературных режимов обжига.
Основу фарфоровой керамической массы - белую, глину каолин - сплавляют в обжиге, а затем к ней добавляют полевой шпат, кварц и известь. Примеси во время обжига превращаются в стекловидную массу, которая обволакивает частички каолина, за счет чего черепок получается просвечиваемым и звонким. Сам каолин делает фарфор белым, а при выгорании примесей стенки изделия становятся тонкими.
Пластичность фарфоровой массы не знает себе равных среди других керамических материалов. Фарфор идеален для создания легких и ажурных форм, утонченных композиций, предметов мелкой пластики, где требуется исключительная точность в передаче деталей. Изящество и воздушность, хрупкость и легкость - свойства, сделавшие фарфор легендой среди материалов - они могут вписаться в стилевые рамки любого декора, и, при наличии у владельца хорошего вкуса, достойно подчеркнуть его.
 

Само собой разумеется, все, что создано из глины, является идеальным выразителем и непременной деталью различных этнических мотивов в интерьере. Если нужно оформить помещение в "сельском", патриархальном стиле, то не обойтись без простых и строгих форм сосудов из красной глины. Если же интерьер классический, то дополнением к нему может быть тонкий фарфор ручной работы. Если, наконец, помещение оформлено в стиле хай-тек, то можно использовать нестандартные формы, например, серебристую керамику в сочетании с металлом, стеклом, смальтой. В связи с этим хотелось бы отметить, что смелые решения и оригинальные композиции в керамике не являются прерогативой только лишь современных художников-керамистов.
Сосуд, сделанный вручную народным мастером, может иметь такую же или даже гораздо большую художественную наполненность и ценность. Искусство керамики не слишком легко поддается веяниям дизайнерской моды. Сам материал - глина - неисчерпаемый и простой одновременно, диктует человеку свои законы.