Участник Санкт-Петербургского Международной ремесленной Выставки

г. Сыктывкар

Специального художественного образования у Галины Кулаевой нет. Окончила Рязанский радиотехнический институт по специальности конструирование электронных вычислительных машин. Работая инженером связи на железной дороге, в свободное время рукодельничала и однажды серьезно увлеклась экспериментами с художественной соломкой: конкретно рожью и пшеницей. В творческом поиске открыла уникальные свойства природных материалов: каждая травинка на Земле растет по-своему, сияет, наполненная солнцем или темнеет под дождями, в зависимости от температурных условий стремится в высоту или стелется по земле, от южного и северного ветра приобретает разные текстуры поверхности стебля. Каждый миллиметр картины, изделия из соломки до встречи с мастером, проживает жизнь, воспроизвести которую повторно невозможно. Живописную картину маслом, акварелью, гуашью… может скопировать хороший копиист, повторить картину из соломки не сможет даже сам автор. Природа защищена от подделок — макросъемка картины лучшая страховка оригинала.

Но природная красота быстро увядает и никакая краска не способна закрепить исчезающий блеск и вернуть сухому материалу энергию естественной жизни. Пять лет Галина Кулаева ставила опыты в лаборатории ТЭЦ, которую специально для нее организовали коллеги. Испытывала материалы на стойкость, подвергала вибрационным нагрузкам на вибростендах, терзала перепадами температур и влажности, рассчитывала и учитывала коэффициенты расширения. Разработала собственную технологию обработки соломы. Методы, традиционно применяемые в прикладных искусствах, не соответствовали ее требованию выдерживать испытания временем: соломенная инкрустация осыпалась, как мусор, плетеные изделия ломались и жухли, как трава в поле. Экспериментальным путем рассчитала — сколько варить, сколько сушить соломенные заготовки. После сушки разглаживала и нарезала материал на тонкие детали в строгой пропорции (ширина детали 40 микрон — толщина обязательно 25). Пришлось изобретать и собственный клей. Серьезно погрузилась в изучение химических соединений. Бесконечно строила графики, чертила таблицы, делала расчеты. Зная, что в мире мастера работают с соломкой методами плетения, аппликации и инкрустации, собственную методику основала на принципах ювелирного мастерства — под скань, зернь, финифть. Доказала, что солома, как металл, при температурном обжиге изменяет цвет: рожь — от абсолютно белого до черного, пшеница от золотистого оттенка до коричневого. Составив спектральную таблицу, сделала вывод, что соломку можно сделать цветной, без убийственного перекрашивания. Но в зависимости от угла поворота к источнику света, придется учитывать свойство «бликовать». Каждый поворот соломинки Галина Кулаева стала рассчитывать по законам оптики. Зачистив деталь, ставила ее по направлению к источнику света сверху вниз слева направо — в виде креста. Ненужные отблески исчезли. Научилась формировать объемное пространство с эффектом движения — 3D. Картины, выполненные по ее технологии, выдерживают, как перепады температур, так и определенные вибрационные нагрузки и могут прожить без реставрации долгую жизнь. 10 марта 1996 года Г. Кулаева запатентовала новое направление, соединяющее живопись и прикладное искусство — «светдек-картина».

В зависимости от темы и сложности образов на создание картины у художника-конструктора уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. Руку набивала на простеньких парусниках, а самую сложную картину «Святая Троица» делала восемь лет. Есть в творческом портфолио Галины работы, созданные по канонам иконописи, к примеру, сделанная по благословению церкви, картина «Стефан Пермский». Идеалом творчества считает произведения Карла Фаберже, в которых использованы уникальные, невообразимо тонкие технологии инкрустации.

В авторской технике Галина Кулаева создала около двухсот работ. Ее картины находятся в различных музеях, были куплены эмирами и дарились правительством республики Коми президентам разных стран, коллекция произведений, как новый, оригинальный вид искусства включена в виртуальную сокровищницу «Русского музея». На счету Члена Союза художников России и Международной Федерации художников под эгидой ЮНЕСКО Галины Кулаевой более 850 выставок, как в нашей стране, так и за рубежом, в том числе состоялись две большие персональные выставки в Швейцарии — в Женеве во Дворце Наций ООН. Авторская выставка в Санкт-Петербурге первая. Следует заметить, что фотография не передает ощущения, возникающего при просмотре живых произведений. Много интересного в инновационной технике изобретателя можно открыть с помощью лупы.