Краткая историческая справка Набережная Адмиралтейского канала, д.23 (Дом Т.И. Игнатьева)

1. Адмиралтейский канал и его роль в градостроительной структуре Санкт- Петербурга:

В западной части Галерной улицы, в районе нынешних Галерной улицы, Ново-Адмиралтейского канала и Адмиралтейского канала, в допетровские времена находилось рыбачье селенье. Адмиралтейский ров – один из первых технических проектов Санкт-Петербурга был прорыт в XVIII веке как часть укреплений Адмиралтейской крепости (восточный ров). В 1705 г. на ближайшей к нынешним границам участка территории возникла Шневенская слобода, названная так по фамилии командира расквартированных тут морских солдат Шневенца. По-видимому, она была застроена деревянными или мазанковыми зданиями, по типу образцовых домов — зданий по проектам, обязательным для различных категорий жителей Петербурга. Вторым образующим данный район предприятием стала построенная в 1712 году в устье реки Мойки, на правом ее берегу, корабельная верфь. Вначале эта верфь называлась Скампавейным двором по наименованию небольших, длиной до 30 метров, быстроходных гребных судов — скампавей. Каждое судно имело три мачты с косыми парусами и 20 весел. Здесь срочно было сооружено несколько эллингов, в 1712 году началось строительство 50 скампавей, в 1713 году — еще 64 скампавей. После 1713 года началось усиленное строительство галер, верфь была переименована в Галерный двор, а в 1721 году — в Галерную верфь. На верфи строились гребные суда — галеры, полугалеры, скампавеи, также в 1728 заложено «потаенное судно» — первая русская подводная лодка. Помимо строительства Галерной верфи, в первой половине XVIII века возник вопрос о постройки прядильного, канатного двора, т.е. канатной фабрики для оснащения такелажем парусных кораблей, стоившихся в Адмиралтействе. Именно эти амбарные помещения станут первыми централизованными постройками на территории будущей набережной канала. С активизацией корабельного строительства возникла острая необходимость провести водный маршрут от места складов корабельного леса до верхи. Канал был прорыт в 1717-1720-х гг. от восточного рва Адмиралтейской крепости (ныне место спуска с Дворцового моста к Дворцовой пл.) до реки Мойки (в район Галерного двора). Берега канала укрепляли сваями — на каждую сажень по три сваи, за которые закладывали щиты, сбитые из досок. Первоначально канал назывался Прядильным (по находившимся в начале XVIII в. в этом районе прядильным амбарам). Обилие хаотично возведенных деревянных построек, окружающих канал, неизбежно могло привести к пожарам. Сильнейшие пожары произошли в Адмиралтейской части в 1736–1737 гг., в результате которых выгорела почти вся застройка территории. Значительный вклад в новую планировку данного участка внесла Комиссия Санкт-Петербургских строений, учрежденная в 1737 году при Академии Наук. Под руководством архитектора П.М. Еропкина в 1737 году был составлен генеральный план, в котором закреплялось значение Адмиралтейской стороны как общегородского центра. Очевидно, именно Еропкиным был подготовлен чрезвычайно грамотно составленный широкий план реконструкции и детальной планировки и застройки Адмиралтейской части города. Регулярное каменное строительство именно жилых кварталов (прежде – дворцы и храмы) стало основой формирования этой и других частей Санкт-Петербурга. 20 апреля 1738 г. Прядильный канал был переименован в Адмиралтейский канал (по Адмиралтейской верфи). Иногда его именовали Адмиралтейской канавой или каналом Новой Голландии (по острову Новая Голландия, который он омывает). Вторую половину XVIII века канал активно выполнял свою главную задачу – через него транспортировали корабельный лес, канаты и прочий такелаж, от складских помещений Новой Голландии до Адмиралтейства. В XIX в. Адмиралтейский канал обмелел, и перестал играть роль стратегически важной транспортной артерии города. В 1842 г. участок канала от Адмиралтейства до Крюкова канала был перекрыт кирпичным сводом и сверху засыпан землей. В 1845 году Адмиралтейский канал был заключен в трубу и на нем был разбит существующий ныне Конногвардейский бульвар и Благовещенская площадь. Крюков канал, как и многие другие каналы, был прорыт для осушения болотистой местности. Адмиралтейский же канал должен был служить для хранения доставляемого в Петербург корабельного леса. С 1847 г., после разрешения продажи участков частным застройщикам на всем протяжении Галерной улицы, расположенной параллельно каналу, частное строительство так же пришло на территорию его набережной. Основными постройками становятся доходные дома, выполненные в эклектической стилистике, некоторые из которых включили в свои объемы более ранние постройки. Характерной особенностью застройки второй половины XIX – нач. XX вв. станет то, что территория постепенно приобретет вид своеобразного каменного коридора, причем дома, расположенные по правому берегу канала будут «задворками» парадных домов со стороны Галерной улицы.

2. Набережная Адмиралтейского канала:

Набережная проходит по правому берегу канала, на левом берегу, на территории Новой Голландии, тоже есть дома по набережной (№2, №4), но самой набережной там нет. В середине XVIII века набережную иногда именовали Набережной линией, как и почти все петербургские набережные того времени, а с 1776 года установилось название Голландская набережная, по Новой Голландии. С 1821 по 1922 год набережная именовалась набережной Адмиралтейского канала. С 1922 по 1991 год, когда канал назывался каналом Круштейна (в честь эстонского революционера К. Я. Круштейна, убитого 3 ноября 1921 г. на набережной этого канала), соответственно называлась и набережная. В 1991 году набережной вернули историческое название. Первоначально набережная была деревянной — берега канала укрепляли сваями за которые закладывали щиты, сбитые из досок, деревянные заборы, различный строительный мусор. В 1959 году деревянные ограждения канала были заменены на постоянные гранитные конструкции по проекту архитектора Е.Е. Розенфельда и инженера Б.Б. Левина. По левому берегу канала была сооружена гранитная набережная с низким банкетом и озелененным откосом, а по правому берегу – высокая гранитная стенка с чугунными ограждениями.

3. Доходный дом Н.А. и А.А. Шильдкнехт (Дом Т.И. Игнатьева), наб. Адмиралтейского канала, д. 23:

Дом представляет собой классический пример Санкт-Петербургского доходного дома к.XIX века выполненного в стиле неоклассицизм. Первые два этажа в простенках между окнами декорированы рустом, окна третьего этажа украшены простыми геометрическими филенками. Минимальный декор, строгая симметрия фасада и равномерная сетка окон как нельзя лучше отражает характерные черты популярного среди петербургских архитекторов начала XX века стиля. Имеющийся иконографический материал не дает возможности заключить, что фасад здания претерпел существенные изменения, за исключением исчезнувших лепных отливов окон третьего этажа.

Этапы строительства:
Безымянный-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картографический материал

06_Краткая историческая справка-1

1. Фрагмент «Плана Столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейшего оного проспектов». Императорская Академия Наук и Художеств. 1753 г. Застройка участка Адмиралтейского канала фрагментарная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

06_Краткая историческая справка-22. Фрагмент «Аксонометрического плана Санкт-Петербурга» 1765-1773 гг. Территория участка Провиантский (Ново-Адмиралтейский) остров, 1-й Адмиралтейский канал, Крюков канал с большим количество хозяйственных построек.

 

 

 

 

 

 

 

 

06_Краткая историческая справка-33. Фрагмент «Подробного плана столичного города Санкт-Петербурга». Составитель Ф.Ф. Шуберт. 1828 г. Адмиралтейский канал назван каналом Новой Голландии и активно застроен каменными домами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

06_Краткая историческая справка-4 4. Фрагмент «Атласа тринадцати частей Санкт — Петербурга с подробным изображением набережных, улиц, переулков, казенных и обывательских домов» Н.Цылова. 1849 г. Территория Адмиралтейского канала включена в состав 4-й Адмиралтейской части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иконографический материал

06_Краткая историческая справка-51. Перспектива Адмиралтейского канала в сторону Благовещенской площади. Фотография К.Буллы. 1900-е гг.
ЦГАКФФД. Д 9102. Третий слева дом – Адмиралтейский канал, д.23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

06_Краткая историческая справка-62. Перспектива канала со стороны Благовещенской площади. Фотография К.Буллы. 1900-е гг.
ЦГАКФФД. Д 9103.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

06_Краткая историческая справка-73. Группа гардемарин с офицером на занятиях верховой ездой на набережной Адмиралтейского канала. 1911 г.
ЦГАКФФД. Е 8330.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

06_Краткая историческая справка-84. Канал Круштейна. 1930 г.
ЦГАКФФД. 1911 г. ЦГАКФФД. Бр 66048. Четвертое слева здание – Адмиралтейский канал, д.23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

06_Краткая историческая справка-95. Канал Круштейна. 1957 г.
ЦГАКФФД. 1957г. ЦГАКФФД. Бр 66072. Второй справа дом – Адмиралтейский канал, д.23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

06_Краткая историческая справка-106. Канал Круштейна. Наводнение 1967 г.
ЦГАКФФД. Ар 66075. Третье слева здание – Адмиралтейский канал, д.23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

06_Краткая историческая справка-117. Общий вид набережной.1967 г.
ЦГАКФФД. Бр 66077. Четвертое здание – дом 23 по Адмиралтейскому каналу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

posted Янв 24 2017

Марья-Искусница